Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство

Календарь событий

ОКТЯБРЬ 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31  

Часто задаваемые вопросы

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, какие есть льготы для малого бизнеса в сфере налогообложения по специальным налоговым режимам в нашей области?


Прошу дать разъяснения  по вопросу оказания финансовой помощи в развитии собственного бизнеса начинающему предпринимателю.


Ведомственные акты


Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 74 «Об утверждении основных положений стратегии развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 19 февраля 2015 г. N 74

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАРАНТИЙНОЙ СИСТЕМЫ

ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 

В целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства и формирования единой системы гарантийной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства приказываю:

1. Утвердить прилагаемые основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

Министр

А.В.УЛЮКАЕВ

 

 

Утверждены

приказом Минэкономразвития России

от "19"февраля 2015 года N 74

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАРАНТИЙНОЙ СИСТЕМЫ

ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 

Термины и определения

Бизнес-процессы - последовательности технологически связанных операций по предоставлению продуктов и услуг и (или) осуществлению конкретного вида обеспечивающей деятельности организации.

Владелец риска - должностное лицо или структурное подразделение, отвечающее за разработку и внедрение мероприятий по управлению риском.

Национальная гарантийная система (далее также - НГС) - система гарантийных организаций, которые во взаимодействии друг с другом обеспечивают значимую и эффективную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП), малым и средним инфраструктурным проектам на федеральном и региональном уровнях с помощью банковских гарантий и поручительств, а также единых стандартов работы гарантийных организаций.

Гарантийные организации - акционерное общество "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий" (далее также - АКГ) и региональные гарантийные организации (далее также - РГО), участники НГС поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Гарантийный капитал - сумма денежных средств, предназначенных для надлежащего исполнения обязательств РГО по договорам поручительства, обеспечивающим обязательства субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эта сумма учитывается в бухгалтерском учете как целевое финансирование.

Идентификация рисков - выявление рисков, потенциально способных повлиять на текущую деятельность или планируемые операции НГС.

Интегрированная основа системы управления рисками - система управления рисками, предусматривающая многоуровневость процессов управления рисками и их интеграцию в общеорганизационные процессы гарантийной организации.

Кредитный риск - риск возникновения у гарантийной организации потерь (убытков) вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения контрагентом и (или) третьей стороной по договору финансовых обязательств в соответствии с условиями договора (в том числе по операциям на финансовых рынках).

Лимит - количественное ограничение на уровень риска.

Нефинансовые риски - к нефинансовым рискам относятся операционный риск, правовой риск, репутационный риск.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) гарантийной организации - регулирует (ограничивает) риск несостоятельности гарантийной организации и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) гарантийной организации, необходимых для покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков.

Общий процентный риск - риск неблагоприятного изменения текущей (справедливой) стоимости ценных бумаг, связанный с рыночными колебаниями процентных ставок.

Общий фондовый риск - риск неблагоприятного изменения текущей (справедливой) стоимости ценных бумаг и производных финансовых инструментов, связанный с колебаниями цен на рынке ценных бумаг.

Ожидаемые потери - средняя величина предстоящих потерь, ожидаемых (планируемых) в связи с реализацией рисков за определенный промежуток времени; определяется исходя из прошлого опыта с учетом настоящих условий и их предполагаемого изменения.

Операционная безубыточность - результат деятельности гарантийной организации, при котором полученное вознаграждение за предоставление гарантий и поручительств равно или превышает произведенные операционные расходы в рамках отчетного периода.

Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности гарантийной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутреннего порядка и процедур проведения операций гарантийных организаций, их нарушения служащими гарантийной организации и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) используемых гарантийной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Подразделение по управлению рисками АКГ - подразделение АКГ, в функции которого входит проведение оценки и мониторинга консолидированных рисков НГС и координация мероприятий по управлению рисками на уровне НГС и АКГ.

Показатель уровня риска - количественная или качественная характеристика уровня риска, которому подвержена гарантийная организация на конкретный момент времени. Показатели уровня риска содержатся в регулярных отчетах гарантийной организации.

Правовой риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие внутренних и внешних факторов.

Региональная гарантийная организация - юридическое лицо, одним из учредителей (участников) или акционеров которого является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, созданное для целей обеспечения доступа субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов МСП и инфраструктуры поддержки субъектов МСП, основанным на кредитных договорах, договорах займа, договорах финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии.

Региональный банк - банк, имеющий представительства в 20 и менее субъектах Российской Федерации.

Резервы на возможные потери - средства, резервируемые гарантийной организацией для покрытия рисков в случае возникновения потерь по операциям предоставления гарантий и поручительств и операциям размещения денежных средств.

Реестр рисков - документ, содержащий перечень идентифицированных рисков, которые могут оказывать влияние на деятельность НГС, а также описание каждого риска, его источник, объект риска, наименование подразделения гарантийной организации, при исполнении которым своих функций может реализоваться риск, оценку критичности риска, указание на владельца риска.

Репутационный риск (риск потери деловой репутации) - это риск возникновения у гарантийной организации убытков вследствие неблагоприятного восприятия имиджа гарантийной организации клиентами, контрагентами, акционерами (участниками), деловыми партнерами, регулирующими органами и прочими лицами.

Риск - возможность понести потери в результате неблагоприятного изменения факторов риска.

Риск-аудит - внутренний аудит гарантийной организации, проводимый с целью анализа присущих гарантийной организации рисков и выявления новых рисков.

Риск-отчетность - отчетность по системе управления рисками.

Риск ликвидности - риск потерь в результате возникновения ситуации, при которой гарантийная организация не будет иметь возможности осуществлять платежи по своим обязательствам без реструктуризации активов и (или) мобилизации необходимых средств для осуществления платежей (например, путем привлечения внешнего заемного финансирования).

Рисковое событие - событие, обусловленное риском, повлекшее или способное повлечь за собой потери в виде прямого негативного воздействия на деятельность организации или снижения вероятности достижения целей организации.

Рыночный риск - риск возникновения потерь (убытков) вследствие изменения текущей (справедливой) стоимости финансовых инструментов, а также курсов иностранных валют и (или) учетных цен на драгоценные металлы.

Специальный процентный риск - риск неблагоприятного изменения текущей (справедливой) стоимости ценных бумаг под влиянием факторов, связанных с эмитентом ценных бумаг, а также сроков, оставшихся до погашения ценных бумаг, и валюты, в которой номинированы и (или) фондированы ценные бумаги.

Специальный фондовый риск - риск неблагоприятного изменения текущей (справедливой) стоимости ценных бумаг и производных финансовых инструментов под влиянием факторов, связанных с эмитентом ценных бумаг.

Справедливая стоимость - цена, которая может быть получена при продаже актива или заплачена при передаче обязательства в обычной операции между участниками рынка на дату измерения.

Стресс-тестирование - оценка потенциального воздействия на показатели риска и финансовое состояние организации ряда заданных изменений в факторах риска, которые соответствуют исключительным, но вероятным событиям.

Тип риска - основная классификация рисков по однородным источникам их возникновения, служащая основой для определения подходов к управлению этими рисками. Для целей настоящего документа выделяются следующие основные типы риска: кредитный риск, рыночный риск (включая фондовый, валютный и процентный риски), риск ликвидности, операционный риск, правовой риск, репутационный риск.

Управление рисками - деятельность, осуществляемая руководством гарантийной организации, руководителями подразделений и сотрудниками гарантийной организации, направленная на достижение целей системы управления рисками.

Уровень риска - степень влияния риска на деятельность организации и (или) показатели ее деятельности (например, прибыльность, объем предоставленных гарантий и поручительств, размер выплат по предоставленным гарантиям и поручительствам и т.п.).

Федеральный банк - банк, имеющий представительства в 20 и более регионах Российской Федерации.

Финансовая организация - банки, организации, осуществляющие лизинговую, факторинговую деятельность, с которыми РГО заключены соглашения о сотрудничестве в целях предоставления заемщикам данных организаций из числа субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, поручительство по кредитным договорам, договорам финансовой аренды (лизинга), договорам о факторинговом обслуживании, договорам о предоставлении банковской гарантии.

Финансовые риски - к финансовым рискам относятся кредитный риск, рыночный риск (включая фондовый, валютный и процентный риски) и риск ликвидности.

Фонд - унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Целевой клиентский сегмент - субъекты МСП, с уровнем кредитного качества (вероятностью дефолта), не позволяющим привлечь кредит на инвестиционные цели сроком свыше 1 (одного) года без гарантийной поддержки (поручительства) НГС.

 

Введение

 

Основные положения Стратегии развития НГС определяют цели, методы, способы развития РГО, АКГ и иных участников НГС, направленные на увеличение гарантийной поддержки субъектов МСП и улучшение условий кредитования бизнеса, а также определяют технологии, целевые клиентские сегменты, географические и отраслевые рамки, перспективные возможности и образ НГС, какой она должна быть в будущем.

Основные факторы, определяющие стратегические направления развития:

цели государства по развитию МСП;

анализ внешней среды и опыта РГО;

границы НГС, миссия и видение перспектив.

При разработке Основных положений Стратегии развития НГС учитывался международный опыт работы системы гарантийной поддержки субъектов МСП.

Основные компоненты Стратегии развития НГС:

клиенты - субъекты МСП в соответствии с Федеральным закономот 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

продукты - целевая продуктовая линейка, оптимально закрывающая потребности целевых клиентских сегментов;

каналы дистрибуции - каналы доведения (прямой, партнерский) гарантийной поддержки с учетом особенностей целевых клиентских сегментов. Меры по информированию субъектов МСП о программах гарантийной поддержки через всех участников НГС;

модель управления НГС - единые критерии и стандарты работы для участников НГС. Принципы взаимодействия участников НГС между собой и с внешними контрагентами. Контрольные механизмы в рамках НГС;

операционная модель РГО - типовые процессы и процедуры, типовая организационно-функциональная структура РГО. Ключевые механизмы (стандарты) взаимодействия РГО с субъектами МСП, банками - партнерами АКГ;

финансовая модель - целевые объемы поддержки в разрезе целевых клиентских сегментов для каждой РГО. Ключевые показатели эффективности деятельности НГС.

Важным направлением стратегии НГС является разработка и реализация ряда мер, направленных на поддержку МСП в кризисных условиях.

 

1. Предпосылки создания НГС

 

МСП - важнейший фактор политической и экономической стабильности, обеспечивающий формирование рабочих мест, внедрение инновации, диверсификацию экономики, более эффективное использование производственных ресурсов, развитие конкуренции и снижение зависимости от сырьевого экспорта.

В силу исторической ориентации российской экономики на поддержку крупного бизнеса текущий уровень развития МСП остается низким по сравнению со многими зарубежными странами. При этом в настоящее время развитие МСП является важнейшим государственным приоритетом. В соответствии с постановлениемПравительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" количество МСП (включая индивидуальных предпринимателей) увеличится до 44,5 единиц к 2020 году в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации.

Международный опыт стран с высоким уровнем развития МСП показывает, что к наиболее эффективным инструментам государственной поддержки субъектов МСП относятся гарантийные организации, создаваемые за счет средств государственных бюджетов.

Гарантийная поддержка МСП в зарубежных странах характеризуется следующими особенностями:

1) высокая доля гарантийной поддержки МСП в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП) (1,2% для стран Восточной Европы и Азии и 0,2% для стран Западной Европы) и в объеме кредитования МСП (4,2% для стран Восточной Европы и Азии и 2% для стран Западной Европы), в объеме выдач кредитов МСП (4,1% для стран Восточной и Западной Европы). При этом значимый уровень гарантийной поддержки МСП в ВВП для стран Восточной Европы и Азии составляет не менее 0,5% (в России по итогам 2013 г. - 0,1% в ВВП и 1% в объеме кредитования МСП);

2) развитый рынок финансирования МСП банковским сектором (доля кредитного портфеля МСП в ВВП в странах Восточной Европы и Азии достигает 25%, в России - на уровне 12%) и высокая доля инвестиционных кредитов в портфеле МСП (76% и 48% в странах Западной Европы и странах Восточной Европы и Азии соответственно против 26% в России);

3) относительно низкая стоимость финансирования МСП (спред между ставками для субъектов МСП и крупных предприятий находится в диапазоне от 0,7 п. п. в странах Восточной Европы до 1,7 п. п. в странах Западной Европы, в России - 2,6 п. п.).

Уровень развития МСП зависит от макроэкономической конъюнктуры, налоговой политики государства, политических, демографических и социокультурных факторов, а также от региональных и местных социально-экономических условий и особенностей.

Повышение уровня развития МСП только за счет развития механизмов их финансовой поддержки без изменения других условий невозможно. Тем не менее анализ международного опыта показывает положительную взаимосвязь уровня развития МСП и таких факторов, как:

- доступ МСП к долгосрочным финансовым ресурсам на пополнение основных фондов;

- развитый рынок финансирования МСП банковским сектором и иными финансовыми организациями;

- умеренная стоимость финансирования МСП.

Международный опыт стран с высоким уровнем развития МСП показывает, что для реализации поставленных целей необходимы эффективные институты поддержки субъектов МСП.

 

2. Ключевые особенности текущего уровня развития МСП

в Российской Федерации

 

Низкая эффективность бизнеса субъектов МСП:

- текущая рентабельность продаж (6,1% для средних, 3,5% для малых предприятий) недостаточна для накопления собственного капитала для развития бизнеса;

- высокий износ и недостаток основных фондов;

- инвестиционный потенциал сектора МСП практически не реализован, доля инвестиционного кредитования в общем объеме кредитования сектора МСП в 2013 г. составила примерно 11%;

- минимальная интеграция субъектов МСП с крупным бизнесом.

Высокая степень концентрации субъектов МСП по субъектам Российской Федерации:

- на регионы-лидеры приходится 46% общего количества предприятий - юридических лиц;

- динамика сектора МСП в целом по стране в большой степени зависит от его состояния в регионах-лидерах.

Размер субъектов МСП в Российской Федерации значительно уступает зарубежным аналогам:

- при сопоставимом количестве МСП на 1 тыс. жителей доля занятого населения в секторе в 2 - 3 раза ниже, чем в зарубежных странах;

- на долю индивидуальных предпринимателей и микропредприятий приходится 95,5% субъектов всего сектора МСП.

Банковское кредитование остается ключевым источником средств для МСП:

- банковские кредиты составляют 93% внешнего финансирования МСП, на лизинговые программы приходится порядка 5%;

- около 40% финансирования МСП обеспечивается региональными банками.

В кредитовании субъектов МСП сохраняется тенденция к сокращению объемов инвестиционного кредитования и увеличению доли оборотных кредитов:

- доля кредитов МСП сроком до 1 года в объеме кредитования сектора в 2013 г. составляла 65%, по итогам 6 месяцев 2014 г. она увеличилась до 68 процентов. Основное направление кредитования - рефинансирование и оборотные цели;

- потребность сектора МСП в инвестиционном финансировании закрыта только на 60%, тем не менее спрос на новые инвестиционные кредиты со стороны МСП существенно сократился;

- ключевые вызовы для рынка кредитования МСП в 2014 г. - сужение базы качественных заемщиков и рост дефолтности портфелей, что привело к ужесточению кредитных политик банков. Основной акцент банки делают на низкорискованные продукты с "твердым" залогом и некредитные сервисы для МСП;

- дополнительное давление на рынок кредитования МСП в 2014 г. оказало удорожание фондирования для самих банков и значительное увеличение ключевой ставки Банком России до 17% в декабре 2014 года.

Прогнозируемые последствия для субъектов МСП:

- увеличение ставок кредитования с 12 - 13% до 22% и выше;

- ужесточение условий кредитования;

- смещение акцента в сторону кредитования торгового сектора;

- предоставление финансирования на меньшие сроки;

- объем спроса на пролонгацию кредитов малому и среднему бизнесу возрос на 60%;

- темпы прироста кредитного портфеля МСП впервые за последние 3 года оказались ниже темпов кредитования крупного бизнеса. Объем кредитного портфеля МСП в первом полугодии 2014 г. вырос на 4% против 8% за первое полугодие 2013 г., кредитование крупного бизнеса в первом полугодии 2014 г. увеличилось на 9 процентов.

 

3. Прогноз развития малого и среднего предпринимательства

 

Планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" (далее - подпрограмма) государственной программыРоссийской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Государственная программа):

- будет обеспечен рост количества субъектов МСП к 2020 году более чем на 25% до 7 млн. субъектов. При этом количество занятых в этом секторе составит порядка 19,7 млн. человек;

- по итогам реализации подпрограммы будут расширены направления поддержки и спектр программ и проектов в области развития МСП, сформирована инфраструктура поддержки;

- будет продолжено совершенствование нормативного и правового регулирования сферы МСП. Ожидается более активное участие регионов и муниципалитетов в создании благоприятных условий для развития бизнеса.

Прогноз ожидаемых результатов подпрограммы.

При успешной реализации подпрограммы по итогам 2020 года будет достигнут ряд количественных и качественных результатов:

- упрощение процедур ведения предпринимательской деятельности;

- повышение доступности финансирования для субъектов МСП;

- формирование системы организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, деятельность которых основывается на единых принципах и требованиях;

- увеличение до 44,5 единиц в 2020 году количества субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации;

- поддержка не менее 1 650 000 МСП;

- общее количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе МСП при реализации подпрограммы достигнет к 2020 году не менее 980 000 рабочих мест.

 

Таблица 1. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ (подпрограмм федеральных целевых программ) и их значениях

N п/п

Наименование показателя (индикатора)

 

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения (%)

25,4

25,8

26,1

26,3

26,6

26,9

27,2

2

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации (ед.)

39,1

40

40,9

41,8

42,7

43,6

44,5

3

Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) (тыс. ед.)

90

100,5

78,8

78,8

116,5

116,5

116,5

 

4. Анализ рынка гарантийного обеспечения

в Российской Федерации

 

Региональные гарантийные организации

 

В настоящее время РГО действуют в 82 субъектах Российской Федерации, их общая капитализация достигает 40 млрд. рублей.

С начала своей деятельности РГО предоставили поручительства на сумму 150,3 млрд. рублей, обеспечив выдачу кредитов субъектам МСП на сумму 285,4 млрд. рублей, 42,9 тыс. субъектов МСП получили гарантийную поддержку.

Сравнительный анализ международного опыта стран с высоким уровнем развития МСП свидетельствует о наличии у РГО существенного потенциала увеличения объемов гарантийной поддержки субъектов МСП.

Рисунок 1. Потенциальный объем кредитов с гарантийной поддержкой, рассчитанный на основе общего объема рынка кредитования МСП и международного бенчмарка, млрд. рублей

 

       Рисунок                                            Рисунок

    (не приводится)                                    (не приводится)

Источник: Минэкономразвития России, Банк России, анализ международного опыта PwC

Отношение портфеля действующих поручительств к капиталу РГО на 1 октября 2014 г. составляет 1,32, что свидетельствует о высокой финансовой устойчивости РГО, а также о возможности существенного увеличения объема поддержки. Исходя из международной практики гарантийных организаций, а также из практики работы российских банков и небанковских депозитно-кредитных организаций, отношение портфеля поручительств к капиталу РГО может достигать 5 или 6 к 1 при условии внедрения финансовой модели, применяемой в странах Организации экономического сотрудничества и развития, а именно субсидирования резервов на возможные потери.

Агентство кредитных гарантий.

Операционные показатели деятельности АКГ по состоянию на 10 февраля 2015 года:

- уставный капитал - 50 млрд. рублей;

- выдано 284 гарантии на сумму 1 780 млн. рублей;

- объем привлеченного банковского финансирования для субъектов МСП составил 4 370 млн. рублей, доля гарантийного покрытия - 41 процент.

Короткий срок деятельности АКГ и незначительный объем выданных гарантий не позволяет в настоящий момент провести сопоставимую и качественную оценку с деятельностью РГО.

По состоянию на 1 октября 2014 г. АКГ сотрудничает с 15 федеральными банками, РГО - с 43 федеральными и 248 региональными банками.

 

5. Границы, миссия и видение перспектив национальной

гарантийной системы (НГС)

 

Национальная гарантийная система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - система взаимодействия организаций, обеспечивающих значимую и эффективную государственную гарантийную поддержку субъектов МСП.

 

Рисунок 2. Основные участники НГС (не приводится)

 

Миссия НГС

Предоставляя гарантийную поддержку в рамках государственных программ поддержки МСП, НГС расширяет возможности МСП получить кредитные ресурсы для развития и стимулирует коммерческие банки улучшать условия кредитования для малого и среднего предпринимательства.

 

Видение перспектив развития НГС

В 2020 г. НГС будет являться системой гарантийных организаций, которые во взаимодействии друг с другом обеспечивают значимую и эффективную поддержку субъектам МСП, малым и средним инфраструктурным проектам, направленным на развитие МСП, на федеральном и региональном уровнях с помощью гарантий и поручительств, а также единых стандартов работы гарантийных организаций.

Являясь надежными финансовыми партнерами для банков и иных финансовых организаций, внедряя технологии качественного управления финансовыми рисками и гарантийным капиталом, АКГ и РГО в рамках НГС будут наращивать объемы предоставления гарантий и поручительств субъектам МСП, предлагая новые решения для снижения рисков и гарантийные продукты, отвечающие потребностям предпринимателей и финансовых партнеров.

 

5.1. Цели и принципы организации НГС

Ключевые цели формирования Национальной гарантийной системы:

1) увеличение объемов предоставления поручительств и банковских гарантий по кредитным обязательствам МСП;

2) повышение эффективности расходов бюджетов, направляемых на финансирование деятельности гарантийных организаций;

3) повышение эффективности процессов управления региональными гарантийными организациями.

Ключевые принципы формирования НГС:

принцип "первой руки": РГО обладают преимущественным правом рассмотрения заявок на предоставление поручительств субъектам МСП в том случае, если заявка по объему и содержанию соответствует возможностям и требованиям РГО и (или) совместным продуктам РГО и АКГ (синдицированные гарантии, согарантии, контргарантии). Данный принцип применяется при поступлении заявки, как в РГО, так и в АКГ;

принцип "содействия": АКГ должно разрабатывать и внедрять гарантийные продукты и технологии предоставления гарантийной поддержки (поручительств) субъектам МСП с учетом технологических особенностей использования этих продуктов, обеспечивая синергетический эффект для каждого элемента НГС.

Цели Национальной гарантийной системы:

- улучшение условий кредитования субъектов МСП;

- снижение кредитных рисков финансирования проектов МСП путем предоставления обеспечения по кредитным обязательствам в форме гарантий (поручительств) и разделения кредитных рисков с кредитными организациями и другими финансовыми институтами;

- увеличение объемов долгосрочного кредитования субъектов МСП;

- увеличение возможностей региональных гарантийных организаций в предоставлении поручительств по кредитам малых и средних предприятий;

- увеличение количества банковских продуктов, целевой аудиторией которых являются субъекты МСП;

- координация и мониторинг НГС, повышение эффективности деятельности региональных гарантийных организаций.

Основные принципы НГС до 2020 года:

простота и эффективность операционной модели получения поручительств и гарантии (в том числе, синдицированных, согарантий, контргарантий), предоставляемых с существенными экономическими льготами для субъектов МСП в соответствии с установленными в рамках НГС процедурами и принципами;

внедрение единых стандартов, процессов и процедур управления: гарантийные организации руководствуются стратегией развития НГС, в том числе при идентификации целевых сегментов МСП, банков-партнеров, применяют единые правила и условия предоставления поручительств и произведения выплат, действуют в единой информационной системе и правовом поле;

снижение затрат гарантийных организаций за счет формирования инфраструктуры поддерживающих функций на базе АКГ (ИТ, стратегия, продвижение);

создание дополнительных стимулов для финансовых организаций в целях увеличения финансирования субъектов МСП;

создание единой информационной системы;

синергетический эффект взаимодействия АКГ и РГО - одновременное увеличение объемов гарантий и поручительств каждого элемента НГС;

развитие новых технологий и гарантийных продуктов АКГ с учетом дальнейшего тиражирования по всем участникам НГС;

АКГ участвует в проектах запуска продуктов РГО;

АКГ отвечает за ключевые показатели эффективности (КПЭ) НГС в целом, в том числе за объем выданных гарантий и поручительств субъектам МСП РГО.

 

5.2. Цели и задачи АКГ как основного центра компетенций

Основной целью деятельности АКГ как основного центра компетенций НГС является увеличение объемов гарантийной поддержки МСП в рамках стратегических альянсов с финансовыми организациями и взаимодействия с РГО.

Задачами АКГ являются:

определение средне- и долгосрочных целей работы НГС, выявление целевых продуктовых и клиентских сегментов для РГО с учетом их капитализации и региональной специфики;

формирование единой гарантийной политики и анализ эффективности НГС через единую политику контроля: планирование финансово-экономических показателей РГО;

предоставление дифференцированных гарантийных продуктов, ориентированных на увеличение сроков финансирования субъектов МСП под гарантии и совместных продуктов с РГО (синдицированные гарантии, (согарантии, контргарантии) АКГ с учетом федеральных, региональных и отраслевых программ поддержки МСП;

обеспечение лидерства в разработке и внедрении технологий и стандартов оценки кредитных рисков;

обеспечение разработки и внедрения лучших практик для гарантийных организаций;

обеспечение разработки "дорожных карт" (планов мероприятий) по переходу к единым стандартам для каждого типа РГО;

обеспечение финансовой устойчивости и долгосрочной платежеспособности на уровне, позволяющем Банку России относить гарантии АКГ к высшей категории надежности;

взаимодействие с Банком России, инвесторами и участниками рынков капитала по вопросам рефинансирования и (или) секьюритизации обязательств участников НГС (или обеспеченных гарантиями (поручительствами) участников НГС);

организация с ОАО "МСП Банк" процесса секьюритизации кредитов субъектам МСП, выданных банками-партнерами.

 

5.3. Стратегический фокус развития НГС

Стратегическим фокусом для НГС является увеличение объемов гарантийной поддержки МСП и повышение эффективности использования гарантийного капитала.

НГС повысит эффективность предоставления гарантийной поддержки субъектам МСП, сократит издержки и риски за счет унификации технологий, стандартов, документации, информационного взаимодействия и подходов к оценке рисков.

Унификация и стандартизация деятельности гарантийных организаций в рамках НГС будет осуществляться на основе единых требований Минэкономразвития России, АКГ и основных типовых политик:

- гарантийной политики предоставления гарантий (поручительств);

- учетной политики;

- инвестиционной декларации;

- политики управления рисками и внутреннего контроля;

- политики управления персоналом.

Стандартизация будет проводиться по нескольким направлениям, включая:

- технологические стандарты (стандарты предоставления и сопровождения гарантий (поручительств);

- продуктовые стандарты;

- стандарты оценки и управления рисками;

- стандарты сопровождения и взыскания (регресса);

- стандарты обмена информацией и данными;

- стандарты автоматизации.

Стандартизация гарантийной поддержки субъектов МСП будет происходить на основе анализа существующих и лучших практик по выдаче, гарантированию, а также рефинансированию и секьюритизации кредитов субъектов МСП. Рост объемов гарантийной поддержки, предоставляемой субъектам МСП, увеличение количества сделок купли-продажи пулов кредитов с гарантийной поддержкой субъектов МСП и сделок секьюритизации приведут к унификации технологии всех процессов. В целях минимизации издержек участниками НГС будут выбраны лучшие информационные и технологические системы, что упростит инвесторам оценку пулов кредитов МСП и будет способствовать формированию моделей рейтингования кредитов субъектам МСП и ценных бумаг, а также создаст основу для дифференцированного подхода Банка России при осуществлении пруденциального надзора.

Развитие НГС приведет к необходимости детализированного и унифицированного предоставления информации по кредитам субъектам МСП. Накопление информации всеми участниками этого рынка и необходимость ее интеграции приведут к выработке профессиональным сообществом стандартов информационного обмена и возможности формирования бюро кредитных историй.

В среднесрочной перспективе на базе отработанных технологий и стандартов для РГО планируется разработка технологий и стандартов для микрофинансовых организаций, созданных в рамках Федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

 

6. Ключевые показатели эффективности НГС

 

В рамках государственной программыРоссийской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в соответствии с методикой указанной государственной программы Российской Федерации установлены следующие показатели эффективности для АКГ:

- объем выданных гарантий и поручительств субъектам МСП;

- количество созданных и (или) модернизируемых высокопроизводительных рабочих мест.

 

Таблица 2. Ключевые показатели эффективности АКГ

 

N п/п

Наименование показателя (индикатора) государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства"

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

Итого за 2015 - 2020 гг.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Объем выданных гарантий и поручительств АКГ субъектам МСП (млрд. руб.)

63

66

74

78

80

77

439

 

Перед НГС поставлены следующие ключевые показатели эффективности:

увеличение объемов финансирования субъектов МСП;

доступность и прозрачность гарантийного механизма для МСП;

проработка механизмов рефинансирования (секьюритизации);

координация и мониторинг НСГ, повышение эффективности деятельности участников НГС.

АКГ отвечает за объем выданных гарантий субъектам МСП АКГ и объем выданных поручительств субъектам МСП РГО:

 

Таблица 3. Ключевые показатели эффективности НГС

 

 

Объем выданных гарантий и поручительств по кредитам (гарантиям) субъектам МСП, млрд. руб.

Количество созданных и (или) модернизируемых высокопроизводительных рабочих мест (тыс. ед.)

Объем кредитов субъектам МСП, выданных под гарантии и поручительства НГС, млрд. руб.

Количество субъектов МСП, получивших гарантийную поддержку НГС, тыс. ед.

Прирост инвестиций субъектов МСП в основной капитал за счет гарантийной поддержки, млрд. руб.

Итого

АКГ <1>

Совместные продукты АКГ и РГО <2>

РГО <3>

2015 г.

90

63

27

24

181

9

22

2016 г.

105,5

66,1

39,4

30

211

13

29

2017 г.

142,5

74,2

68,3

43

285

21

46

2018 г.

186

78

108

59

371

34

66

2019 г.

196

80

116

67

392

36

78

2020 г.

179

77

102

64

358

33

82

Итого за 2015 - 2020 гг.

899

438,3

460,7

287

1798

146

323

 

--------------------------------

<1> Весовые значения для расчета КПЭ показатель составляет 33 процента.

<2> Весовые значения для расчета КПЭ показатель составляет 34 процента.

<3> Весовые значения для расчета КПЭ показатель составляет 33 процента.

 

В качестве целевых показателей положительного социально-экономического эффекта отобраны:

- прирост высокопроизводительных рабочих мест в сфере МСП: суммарное значение за 2015 - 2020 гг. составит 287 тыс. ед.;

- прирост инвестиций субъектов МСП в основной капитал за счет гарантийной поддержки: суммарное значение за 2015 - 2020 гг. составит 323 млрд. рублей.

 

7. Ключевые элементы Стратегии развития НГС

 

7.1. Целевые клиентские сегменты НГС

Деятельность НГС ориентирована на предоставление гарантийной поддержки малым и средним предприятиям, которые соответствуют определению малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным закономот 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и инфраструктуре поддержки МСП.

При предоставлении гарантийной поддержки участники НГС ориентируются на федеральные и региональные приоритеты развития в соответствии с подпрограммой 2"Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и региональных программ развития МСП в отдельных субъектах Российской Федерации.

В ходе развития НГС могут быть определены дополнительные приоритеты в зависимости от предоставляемых условий поддержки и текущих потребностей регионов.

Такие приоритеты могут быть установлены по отраслевому признаку (например, специальные условия гарантийной поддержки для инновационных, научно-технических предприятий, высокотехнологичных производств, крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельхозпродукции, лесных хозяйств, предприятий, осуществляющих услуги в сфере дорожного сервиса, сфере транспортных услуг, жилищной сфере и сфере коммунального хозяйства и других).

Дополнительные приоритеты деятельности НГС могут быть также определены для предприятий отдельных регионов, например:

- предприятий Крыма и Севастополя,

- предприятий Дальнего Востока,

- предприятий Северного Кавказа.

 

7.2. Основные принципы формирования продуктовой линейки:

Предлагаемые АКГ и РГО продукты должны дополнять друг друга, позволяя представить на рынке все необходимые гарантийные продукты.

Прямые поручительства - основной продукт РГО. Размер поручительства на одного заемщика ограничен 10% капитализации РГО, что определяет максимальную сумму поручительства РГО.

Синдицированные гарантии, согарантии, контргарантии - основной гарантийный продукт АКГ для РГО.

Продуктовая линейка нацелена на удовлетворение потребности целевых клиентских сегментов МСП в средне- (1 - 5 лет) и долгосрочном (более 5 лет) финансировании и учитывает специфику деятельности различных субъектов МСП.

В случае кризисных явлений в российской экономике или в условиях действия чрезвычайных ситуаций участники АКГ и РГО предоставляют гарантийную поддержку по дополнительному широкому спектру краткосрочных продуктов (сроком до 1 года) для МСП, направленных на поддержание финансовой устойчивости и текущей ликвидности МСП, возможна проработка мер поддержки МСП при наступлении регресса (акцент на сохранении бизнеса, а не на взыскании задолженности).

Продуктовая линейка НГС (прежде всего РГО) предусматривает предоставление поручительств по кредитам банков-партнеров для малого и микробизнеса (на небольшие суммы) по упрощенной процедуре.

Продуктовая линейка обеспечивает возможность секьюритизации пулов кредитов, обеспеченных гарантийной поддержкой участников НГС.

Участники НГС предоставляют консультационную поддержку МСП в части получения финансирования.

АКГ предоставляет ряд продуктов совместно с РГО (синдицированные гарантии, согарантии, контргарантии) и финансовых организаций-партнеров, направленных на расширение их возможностей по предоставлению поручительств, привлечению финансирования (в том числе организация секьюритизации).

Преимущества гарантийных продуктов для субъектов МСП в рамках НГС (АКГ и РГО):

- доступ к долгосрочному финансированию за счет гарантийной поддержки НГС;

- низкая стоимость получения гарантии и поручительства в обеспечение кредита;

- повсеместный доступ субъектов МСП к гарантийной поддержке за счет единой дистрибутивной сети НГС.

Преимущества гарантийных продуктов для коммерческих банков в рамках НГС (АКГ и РГО):

- повышение ликвидности обеспечения по кредитам и увеличение возможности передачи части кредитного риска МСП;

- увеличение объемов кредитования МСП и, как следствие, рост процентных и непроцентных доходов в результате обслуживания банками субъектов МСП;

- снижение стоимости риска по кредитам МСП за счет гарантийных продуктов АКГ и РГО;

- работа с гарантийными организациями НГС по единым стандартам, в том числе в части получения выплат по единым процедурам и на единых условиях;

- новые продукты (гарантии под существующие портфели, под стандартные продукты, "встроенные" гарантии);

- механизмы рефинансирования и секьюритизации, в том числе за счет совершенствования и упрощения процедур в рамках положенияБанка России от 12 ноября 2007 г. N 312-П "Положение о порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами".

 

7.3. Принципы функционирования РГО как элемента НГС

В процессе осуществления своей деятельности в рамках НГС РГО обеспечивают соблюдение следующих правил:

- ведение раздельного учета средств целевого финансирования, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств, полученных от предпринимательской деятельности, а также ведение раздельного бухгалтерского учета по денежным средствам, предоставленным РГО на осуществление основного вида деятельности (предоставление поручительств);

- использование денежных средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации различных уровней для приобретения активов, в том числе финансовых, с учетом принципов ликвидности, возвратности, доходности, а также для исполнения обязательств по заключенным договорам поручительства;

- обеспечение равенства или превышения суммы финансовых активов, денежных средств и денежных эквивалентов (за исключением дебиторской задолженности) сумме предоставленных РГО субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за все время деятельности РГО;

- планирование, осуществление текущей деятельности и контроль результатов текущей деятельности, исходя из того, что источником исполнения обязательств РГО по выданным поручительствам являются доходы от управления финансовыми активами и вознаграждения от предоставления поручительств;

- осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, а также внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- независимость и саморегулирование деятельности: РГО самостоятельно организуют свою деятельность в соответствии с едиными требованиями и стандартами, установленными для участников НГС;

- единство продуктовой линейки: базовая продуктовая линейка доступна во всех РГО;

- самофинансирование: РГО самостоятельно осуществляют финансирование своей операционной деятельности с использованием внутренних ресурсов организации или финансирования региональными органами исполнительной власти;

- экономическая ответственность: РГО самостоятельно отвечают за свой финансовый результат с учетом требований по операционной окупаемости и безубыточности;

- РГО являются ключевым элементом НГС и отвечают за реализацию Стратегии развития НГС в рамках своего региона присутствия.

Взаимодействие АКГ с региональными МСП и региональными банками осуществляется в основном с привлечением РГО (поиск заемщиков, предварительный отбор заявок, участие в финансовой поддержке, последующее сопровождение договоров поручительств и т.п.) на основе агентских соглашений. Это позволит сделать работу АКГ с региональными МСП и банками эффективной и сократить сроки проведения тех или иных процедур.

Регламентация деятельности РГО на базе единых стандартов в рамках создания НГС должна сопровождаться со стороны АКГ системой финансовой и правовой защиты потенциальных и фактических потерь РГО.

Модель деятельности НГС основана на том, что сумма ликвидных финансовых активов РГО и АКГ не может быть ниже, чем объем целевого финансирования или акционерный капитал. Таким образом, РГО и АКГ в рамках НГС принимают на себя такой объем условных обязательств кредитного характера, а также такой объем кредитных и иных финансовых рисков, которые в совокупности могут быть покрыты исключительно доходами финансового года. АКГ должно иметь план мероприятий по докапитализации, согласованный с акционерами, на случай снижения величины уставного капитала по причине фактических потерь АКГ, превышающих доходы финансового года.

В рамках НГС РГО и АКГ размещают собственный капитал в ликвидные и надежные финансовые активы для получения дохода, который формирует резервы на возможные потери от дефолтов МСП по обеспеченным кредитам при исполнении обязательств по выданным гарантиям (поручительствам). Источниками формирования резервов являются доходы от управления активами и комиссии за предоставленные гарантии (поручительства). Доходность от управления финансовыми активами позволяет возместить разницу между установленной стоимостью гарантии (поручительства) и экономической (реальной) стоимостью кредитного риска субъектов МСП.

Применение общих правил ценообразования по продуктам, предоставляемым АКГ и РГО:

- нацелено на снижение стоимости гарантийных продуктов для субъектов МСП;

- будет способствовать повышению операционной эффективности РГО;

- ставка вознаграждения устанавливается в процентах годовых на сумму гарантии и поручительства;

- при определении цены гарантии и поручительства учитывается, что ожидаемые потери гарантийных организаций будут покрываться доходами от инвестирования средств, а плата субъектов МСП за гарантии и поручительства должна покрывать только операционные расходы гарантийной организации.

В рамках НГС РГО вправе использовать денежные средства, предоставленные из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для приобретения активов, в том числе финансовых, с учетом принципов ликвидности, возвратности, доходности, а также для исполнения обязательств по заключенным договорам поручительства.

Целью управления финансовыми активами НГС является формирование достаточных, надежных и ликвидных источников исполнения обязательств РГО и АКГ по договорам поручительства и банковских гарантий.

Финансовыми целями управления финансовыми активами являются:

- получение максимального возможного процентного дохода и доходов от переоценки ценных бумаг с учетом ограничений по кредитным, рыночным рискам и рискам ликвидности;

- обеспечение финансовой устойчивости НГС в средне- и долгосрочной перспективе;

- увеличение целевого гарантийного капитала НГС.

Задачами управления финансовыми активами НГС являются:

- обеспечение роста экономической стоимости имущества НГС (рост целевого гарантийного капитала);

- обеспечение ликвидной структуры имущества РГО и АКГ в рамках НГС, то есть возможности РГО и АКГ в любой момент исполнить обязательства перед контрагентами в денежной форме (ликвидность);

- снижение финансового риска за счет существенной диверсификации инструментов управления финансовыми активами и ограничений на инвестирование в одного контрагента (надежность).

 

7.4. Основные принципы стратегии управления рисками НГС

В целях консолидированного управления рисками и обеспечения финансовой устойчивости участников НГС на уровне, необходимом и достаточном для выполнения задач НГС, АКГ планирует разработку и внедрение единой системы управления рисками, основанной на следующих принципах:

управление кредитными рисками (по процессу предоставления гарантий МСП, взаимодействию с банками-партнерами и пр.);

управление рыночными рисками (риски финансовых инструментов, валютные риски, риски изменения общерыночной ситуации по отраслям экономики и их влияние на МСП);

управление операционными рисками (риски бизнес-процессов и систем, внешние и комплайнс-риски, правовые и репутационные риски, риски ликвидности, риски персонала).

В рамках реализации указанных задач АКГ проводит работу по следующим направлениям:

методологическая работа: подготовка методик построения системы управления рисками НГС, мониторинг соответствия нормативной базы всех участников НГС требованиям Банка России;

контроль рисков: участие в принятии решения по установлению лимитов риска участниками НГС, контроль за соблюдением лимитов риска участниками НГС, своевременное реагирование на увеличение риска, нарушения или неблагоприятные события;

организационная работа: разработка требований и построение организационной структуры системы управления рисками в рамках НГС, разработка и реализация систем оценки и сопровождения заемщика - субъекта МСП, разработка требований и внедрение к системе централизованного хранения и обработки данных.

Основными подходами управления рисками в рамках НГС являются:

система внутренних кредитных рейтингов, основанная на моделях внутренних кредитных рейтингов;

система лимитов и ограничений (разработка лимитной ведомости, механизмов мониторинга и соблюдения критериев дефолтности, механизмов реагирования и управления гарантийным портфелем и прочих);

система внутренних кредитных рейтингов представляет собой совокупность методов, процедур, систем контроля, сбора статистической информации и информационно-технологических систем, используемых НГС для оценки кредитного риска, распределения кредитных требований по разрядам рейтинговой шкалы данной системы, количественной оценки риска дефолта и фактически понесенных потерь по классам кредитных требований.

Применение внутренних рейтингов в НГС происходит по нескольким направлениям:

- непосредственная оценка кредитоспособности заемщика в процессе кредитного андеррайтинга (составление профессионального суждения об уровне кредитоспособности и особенностях заемщика);

- формирование резервов на возможные потери по задолженности, приравненной к ссудной;

- лимитирование объемов гарантийных и иных активных операций;

- ценообразование гарантийных продуктов.

При разработке рейтинговых систем для НГС АКГ руководствуется следующим:

- рейтинговая система основывается на учете кредитного риска заемщика и кредитного риска, присущего финансовому инструменту;

- последовательное ранжирование кредитного риска заемщика и (или) финансового инструмента по рейтинговой шкале: распределяет (ранжирует) заемщиков согласно вероятности их дефолта, а финансовые инструменты распределяет (ранжирует) согласно уровню потерь, которые могут возникнуть в случае дефолта;

- стандартизация подходов, используемых при построении рейтинговой системы: определяемые рейтинги заемщиков должны соответствовать определенному интервалу значений вероятности дефолта по каждому разряду рейтинговой шкалы, а рейтинги уровня потерь по финансовым инструментам должны соответствовать определенному интервалу значений уровня потерь при дефолте по каждому разряду рейтинговой шкалы;

- точность и актуальность рейтингов: определяемые рейтинги заемщиков должны соответствовать фактической частоте реализованных дефолтов заемщиков, а значения уровня потерь при дефолте должны соответствовать фактическим значениям реальных потерь заемщиков;

- регулярная внутренняя валидация рейтинговых систем: регулярно проверяет эффективность функционирования рейтинговой системы, а также методов контроля за достоверностью определяемых рейтингов и сопоставляет их значения с целевыми значениями рейтингов (бенчмаркинг), если это возможно.

В НГС должна действовать система управления финансовыми рисками, основанная на системе лимитов и ограничений, позволяющая обеспечить приемлемый уровень рисков РГО и АКГ.

Система лимитов и ограничений НГС должна устанавливать:

- общий лимит условных обязательств кредитного характера, принимаемых РГО;

- годовые лимиты на вновь принимаемые РГО условные обязательства кредитного характера;

- лимиты условных обязательств кредитного характера, принимаемые РГО по каждому виду обеспечиваемых обязательств (кредитные, лизинговые, обязательства, связанные с банковской гарантией);

- лимиты условных обязательств кредитного характера, принимаемые РГО по каждой финансовой организации;

- лимиты условных обязательств кредитного характера, принимаемые РГО на одного заемщика (группу связанных заемщиков).

Лимиты и ограничения РГО, в том числе их изменение, разрабатываются на уровне АКГ и утверждаются высшими органами управления РГО исходя из величины активов, значения доходности финансовых активов, отношения выплат к объему действующих обязательств, динамики изменения объема действующих обязательств и других финансовых показателей деятельности РГО.

Результатом реализации консолидированной системы управления рисками будет эффективная казначейская деятельность управления средствами капитала участников НГС, дохода, резервов и финансового результата, что безусловно будет способствовать сохранению и повышению капитала как АКГ, так и РГО в рамках НГС.

 

7.5. Основные принципы стратегии развития информационной системы

Цель создания информационной системы НГС - обеспечение эффективной информационной поддержки принятия управленческих решений в части:

- стратегического и оперативного планирования, бюджетирования и мониторинга деятельности НГС;

- организации кредитного цикла в рамках НГС;

- анализа и оценки рисков НГС;

- формирования и учета резервов;

- формирования консолидированной управленческой и регламентной отчетности;

- координации региональных гарантийных организаций;

- анализа экономического и финансового состояния МСП в разрезе отраслей и регионов России.

Информационная система НГС должна решать следующие задачи:

- повышение оперативности принятия решений по гарантиям (поручительствам);

- ведение аналитической работы;

- управление деятельностью РГО и АКГ в рамках НГС;

- математическое моделирование данных.

Информационная система НГС разрабатывается в соответствии со следующими принципами:

- процессный подход к управлению деятельностью организации;

- сервисно-ориентированная архитектура;

- модульная организация системы;

- аналитическая обработка данных и информации в реальном времени.

 

7.6. Взаимодействие АКГ с Банком России

Ключевыми задачами взаимодействия АКГ с Банком России для обеспечения негарантийной поддержки субъектов МСП в рамках НГС являются:

- создание условий для снижения процентной ставки по кредитам для субъектов МСП;

- создание условий для финансирования деятельности АКГ и коммерческих банков за счет использования современных механизмов финансирования, включая секьюритизацию.

 

7.7. Взаимодействие АКГ с коммерческими банками

Ключевыми задачами взаимодействия АКГ с коммерческими банками являются:

- создание условий для снижения процентной ставки по кредитам и увеличения сроков кредитования для субъектов МСП путем применения первой категории качества к гарантиям от АКГ;

- стандартизация порядка предоставления, оформления и обслуживания кредитов МСП в целях реализации проектов рефинансирования и секьюритизации;

- предоставление технической и консультационной помощи участникам НГС, в том числе в подготовке и проведении операций, связанных с выдачей и рефинансированием кредитов МСП, выпуском ценных бумаг и т.п.

 

8. Этапы реализации НГС

 

1) 2015 г. - этап пилотного внедрения единых стандартов работы, интегрированной системы управления рисками и единого информационного пространства в РГО, формирования сети банков-партнеров и продуктовой линейки;

2) 2016 - 2018 гг. - этап активного роста путем использования новых конкурентных преимуществ - механизмов рефинансирования и секьюритизации активов, обеспеченных гарантийной поддержкой;

3) 2018 - 2020 гг. - этап реализации Стратегии, в рамках которого пройдет тиражирование стандартов работы, интегрированной системы управления рисками, продуктовой линейки НГС.

 

Рисунок 3. Основные этапы реализации стратегии НГС (не приводится)